Дополнительное образование
Согласно Федеральному закону No 273-ФЗ от 29.12 2012 «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное образование –это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение общеразвивающих потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Дополнительное образование –это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования.
Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая:
-максимально приспособлена к запросам и потребностям учащихся;
-обеспечивает психологический комфорт для учащихся и их личностную значимость;
-дает шанс каждому учащемуся открыть себя как личность;
-предоставляет учащемуся возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;
-налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма;
-активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной среды;
-побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;
-обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации, позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические и творческие запросы
Дополнительное образование детей –необходимое звено в воспитании и образовании многогранной личности, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил и знаний учащихся.
В учебном пространстве МБОУ: Лагутнинская СОШ (далее Школа) такую миссию выполняют кружки и секции дополнительного образования.
Занятия в кружках и секциях способствуют возникновению у учащихся потребности в саморазвитии, формируют готовность и привычку к творческой деятельности, повышают его собственную самооценку и статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей и подростков в мероприятиях, организованных в кружках и секциях, способствует сплочению классных коллективов, укреплению традиций Школы, созданию благоприятного социально-психологического климата в ней. В настоящее время подрастающее поколение заинтересовано в том, чтобы образование было более жизненным и личностно ориентированным. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
В 2020-2021 учебном году реализуется 10 дополнительных общеобразовательных программ по шести направленностям:
- физкультурно-спортивное;
- художественное;
- естественнонаучное;
- туристско-краеведческое;
- социально-педагогическое;
- техническое.
В 2020-2021 учебном году реализовывались кружки и секции:
Название кружков и секций | Количество обучающихся | ||
(Учащиеся в нескольких группах учитываются столько раз, сколько они отображаются в реестре «Учащиеся») | |||
Всего | Мальчики | Девочки | |
288 | 163 | 125 | |
Баскетбол. Волейбол (9а, 9б класс) | 14 | 5 | 9 |
Баскетбол. Волейбол (сборная школы) | 16 | 12 | 4 |
Безопасность превыше всего | 20 | 9 | 11 |
Компьютерная графика (группа 1) | 20 | 16 | 4 |
Компьютерная графика (группа 2) | 7 | 0 | 7 |
Моя малая Родина | 18 | 8 | 10 |
Олимпийцы (5 класс) | 20 | 16 | 4 |
Олимпийцы (6а, 6б класс) | 20 | 11 | 9 |
Палитра родного края (группа 1) | 20 | 11 | 9 |
Палитра родного края (группа 2) | 20 | 10 | 10 |
Страна «Изобразилия» (группа 1) | 20 | 11 | 9 |
Страна «Изобразилия» (группа 2) | 20 | 12 | 8 |
Футбол (минифутбол) (7а, 7б класс) | 17 | 16 | 1 |
Футбол (минифутбол) (8 класс) | 17 | 16 | 1 |
Человек в мире профессий (группа 1) | 15 | 10 | 5 |
Человек в мире профессий (группа 2) | 13 | 0 | 13 |
Юный физик (группа 1) | 11 | 0 | 11 |
Юный физик (группа 2) | 0 | 0 | 0 |
Всего детей (количество уникальных записей в реестре «Учащиеся») |
288 | 163 | 125 |
- Программа социально-педагогической направленности направлена на накопление детьми и подростками нового положительного социального опыта, развитие творческой активности, помогающие познать свои собственные способности, сформировать профессионально значимые качества и умения, готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества:
Человек в мире профессий
Безопасность превыше всего
- Программа технической направленности ориентирована на знакомство учащихся с миром информационных технологий, развитие компьютерной грамотности, так необходимой современному человеку. Программы разработаны с учетом преемственности знаний, направлены на развитие у детей умений в области владения компьютером от простого к сложному:
Компьютерная графика
- Программы художественной направленности ориентированы на понимание особой роли культуры и искусства в жизни человека, развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии:
Палитра родного края
Страна «Изобразилия»
- Программа естественнонаучной направленности ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьной программы физике, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.
Юный физик
- Программа туристско-краеведческой направленности ориентирована на познание истории малой Родины в частности и нашей Родины в целом, судеб соотечественников, семейных родословных, являются источником социального, личностного и духовного развития учащихся.
Моя малая Родина
- Программа физкультурно-спортивной направленности призвана обеспечить необходимый уровень развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, и создает предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Физкультурно-спортивная направленность является одной из важных направленностей дополнительного образования. Здесь особое значение придаётся повышению уровня физического развития обучающихся, создания положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Баскетбол. Волейбол
Олимпийцы
Футбол (минифутбол)
Основными результатами реализации данных программ являются:
- организация обучения и создание условий для самоопределения, личностного развития, самореализации в различных сферах творческой и спортивной деятельности, адаптации к жизни в обществе, укрепления здоровья учащихся; формирование гражданско-патриотической и социальной ответственности у учащихся;
- создание условий для развития существующих направлений
- совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий, способствующих формированию духовно-нравственной, свободной, творческой личности;
- -развитие системы работы с детьми с особыми образовательными потребностями организация и проведение содержательного досуга детей с целью адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры поведения;
- повышение квалификации и уровня профессионального мастерства педагогов, активизация их творческого потенциала;
- обновление и расширение материально-технической базы учреждения в целях создания комфортной информационно-образовательной среды.
На следующий 2021-2022 учебный год запланирована реализация программ:
- Баскетбол. Волейбол
- Безопасность превыше всего
- Компьютерная графика
- Моя малая Родина
- Олимпийцы
- Палитра родного края
- Страна «Изобразилия»
- Футбол (минифутбол)
- Человек в мире профессий
- Юный физик